Наталья Емченко, Директор СКМ по связям с общественностью и коммуникациям

Наталья Емченко, Директор СКМ по связям с общественностью и коммуникациям

Американский сайт путешествий TripAdvisor определил ТОП-25 самых популярных музеев мира в 2016 году. Их ежегодная посещаемость исчисляется миллионами человек. Число побывавших в Лувре почти в 4 раза больше населения Парижа. К сожалению, для меня, в этом рейтинге нет ни одного украинского. Надеюсь, пока нет.

Почему в одни музеи ходят миллионы, а в другие — единицы? Американский альянс музеев выделил 3 основных проблемы, с которыми сталкивается среднестатистический посетитель:

1. Не находит интересующую информацию.

2. Становится скучно, поэтому быстро уходят.

3. Пропускает важную информацию и теряет нить экспозиции.

Что делает музей успешным в 21-м веке? Жизнь. Наполненность. Доступность и простота. И истории, рассказанные людьми и для людей. Успешные музеи вызывают сильную эмоцию. Настолько сильную, что она надолго забрасывает якорь внутри вас. Независимо от масштаба, специализации и местоположения, успешные музеи выстраивают диалог с посетителями, чтобы им хотелось вернуться самим и привезти с собой друзей.

Я в течение 2017 года была в десятках музеев с одной простой задачей: понять, что в музеях работает сегодня, что будет работать завтра и что уже не работает совсем.

Основные музейные тренды 2017 года:

1. Эмпатия и СОЛИДАРИЗАЦИЯ. Самые успешные экспозиции — те, где посетитель может пропустить основное послание через себя, стать на место главных героев и почувствовать их переживания, их историю.

2. Беженцы. Тема в мире так велика, что ей посвящаются целые музеи и отдельные экспозиции.

3. Agile. Не столько в самих экспозициях, сколько в подходах музеев к поиску идей, решений, прорывов. Практически все музеи из ТОП-25 используют Agile технологии для стратегического планирования, разработки экспозиций, формирования основных посланий своим посетителям.

4. Правосудие. Этой темой оказалась буквально пронизана музейная индустрия. От организации работы (когда есть целые программы по работе в музеях бывших заключённых), до экспозиций, посвящённых преступлению и наказанию. И даже целых музеев. Вопрос справедливости и неизбежности наказания по целому ряду причин буквально пульсирует в гуманитарной тусовке.

5. И, конечно, AI. Искусственный интеллект. Машинное обучение. С кучей аналитических и интерактивных решений. От считывания эмоций посетителей до анализа мимики героев полотен лучших художников современности. Другими словами, цифровые решения уже не просто служат рассказыванию историй. Они создают такие музейные истории для посетителей и делают их частью экспозиций.

Какие советы для улучшения работы музеев можно воплотить уже прямо сейчас?

• Следуйте теории Минды Борун, что «разговор — это валюта семейного обучения». Когда семейные посетители говорят между собой, вы делаете что-то правильно. Обязательно дайте им возможность разговаривать.

• Ответьте на риторический вопрос: «Почему я хотел бы пойти в ваш музей, а не смотреть телевизор?»

• Рассказывайте о музейных экспозициях будто пересказываете фильм. В вашей истории должен быть герой, цель и препятствия, которые стоят у него на пути.

• Делайте паузы в историях, чтобы ваши посетители ощутили это место и восприняли услышанное.

• Выходите за пределы подхода «рассказать и показать». Дайте, при возможности, чего-то коснуться, подержать в руках, чтобы вызвать больше чувств.

• Делайте больше с меньшим количеством. Избегайте вала информации. Больше интерактива и меньше слов.

• Опишите экспонат не более чем 50 словами. Они точно запомнятся.

• Умейте рассказывать историю для разных аудиторий: взрослых, подростков, детей.

• Поощряйте «магическое мышление». Когда люди сталкиваются с объектом, комнатой или местом, где произошло что-то значимое, они могут мысленно перенестись в прошлое, ощутить волнения.

И ещё 5 элементов крутого музейного контента:

1. Музеи должны определить, кто их целевая аудитория, и создать тему и дизайн, которые понравятся им. Четко определив, кого вы пытаетесь привлечь и воспитывать, вы должны проектировать экспонаты и элементы интерьера с учетом этой аудитории. Независимо от того, разрабатывается ли небольшая локальная экспозиция или большая выставка национального масштаба.

2. Ваш контент должен быть сфокусирован и отфильтрован. Проще всего понять и вспомнить истории, которые изложены в хронологическом порядке, поэтому установите экспонаты таким образом, чтобы посетители могли «ходить» по истории.

3. Помогите своим посетителям стать частью той истории, которую вы рассказываете. Игровая технология стала популярным методом, используемым для создания привлекательного и интерактивного обучения посетителей.

4. Разбейте ваш музейный контент на тематические блоки. Это поможет гостям легче воспринимать информацию и понимать, что пройден конкретный эпизод истории.

5. Знаки экспонатов в музее должны быть легко читаемы и понятны для людей с разным уровнем образования.

Я верю, что в Украине есть все необходимое для того, чтоб возникали крутые музеи и экспозиции. И это уже происходит. Например, не так давно в «Мистецьком Арсеналі» прошла очень современная экспозиция «Музей Новин». Ее, по моим субъективным ощущениям, посетили десятки тысяч человек. Во Львове есть Государственный природоведческий музей НАН Украины. 20 лет этот музей был закрыт для посетителей. Сейчас он пишет новую главу своей жизни. Фонд Рината Ахметова выделил ему грант и очень хочется, чтобы музей стал интересным и популярным для львовян и гостей города, с понятной стратегией развития на 10 лет. В этом году здесь появится новая экспозиция, в которой доисторическая эпоха переплетется с мультимедийной.

Музеи, как и люди, разные. Есть прогрессивные, есть закостенелые. Есть созвучные твоему внутреннему миру, а есть не вызывающие ничего. К счастью, это не константа. При желании и готовности провести внутреннюю работу все исправимо – и у человека, и у музея.

 

Колонка Натальи Емченко для lb.ua